RU   EN   FR   DE   
  Поиск
Научно-исследовательская деятельность

 

Преподаватели кафедры проводят серьезную научно-исследовательскую работу по совершенствованию форм и методов обучения русскому языку как иностранному в общем и прикладных аспектах. Весь коллектив неустанно трудится над повышением качества и результативности обучения, находится в постоянном творческом поиске и совершенствует свое педагогическое и профессиональное мастерство.

Коллектив кафедры РКИ проводит научно-исследовательскую работу по теме «Концепция интенсивного обучения русскому языку как иностранному и ее реализация в теории и на практике». Научные интересы членов кафедры чрезвычайно разнообразны: интенсификация учебного процесса на этапе довузовской подготовки; освоение иностранными учащимися нового культурного пространства (РКИ); проблемы преемственности обучения иностранных студентов ближнего зарубежья на всех этапах; формирование языковой компетенции в учебно-профессиональной сфере обучения. 

 

Монографии

 

Автор/авторы

Название

Целевая аудитория

Описание

Год издания

 

Сенаторова О.А.

Актуальные проблемы русского языка и культуры речи: монография

Для ученых-филологов, специалистов в области лингвистики, культуры речи и методики преподавания языка

Монография представляет собой коллективный труд ученых-филологов, рассматривающих различные вопросы русского языка и культуры речи. В работе освещается широкий круг проблем: функционирование русского языка в современном социокультурном пространстве, лингвокультурологический подход к изучению языка, вопросы современной риторики и культуры речи, применение новых подходов к преподаванию русского  языка в вузе и школе, а также методика преподавания русского языка как иностранного.

2014

 

Березина О.А.

Грушецкая Е.Н.

Ицкович Т.В.

Королькова О.О.

Сенаторова О.А.

Современная лингвистика и межкультурная коммуникация

Для лингвистов, культурологов, социологов, специалистов в области других гуманитарных наук

В монографии рассматриваются теоретические и прикладные проблемы современной лингвистики и межкультурной коммуникации.

2012

 

Сенаторова О.А.

Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Региональный компонент (на материале лингвокультуры Владимирского региона)

Для иностранных граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья, владеющих русским языком на уровне В1

Книга представляет собой дальнейшую разработку теоретических основ лингвострановедения как аспекта методики преподавания русского языка как иностранного в приложении к региональной проблематике. В ней всесторонне обосновывается необходимость включения в учебный процесс по РКИ регионального компонента как важной составляющей формирования коммуникативной компетенции иностранных учащихся. Возникновение и развитие такого направления лингвистики, как лингвокультурология,  позволяет подойти  к вопросу об учете места обучения в процессе преподавания РКИ на новом уровне. Доминирующим здесь должно стать целостное теоретико-описательное исследование объектов как функционирующей системы ценностей, отражаемых в языке. Исследование проводится в отношение лингвокультуры Владимирского региона, обладающей определенной генетической, функциональной и структурной спецификой. Специальному отбору и изучению подвергаются языковые единицы, наиболее ярко выражающие своеобразие культуры региона, отбираются словесные образы, наиболее значимые для данной лингвокультуры.

2011

 

 

 

 

 

 

Учебные пособия (2016 год)

 

 

Автор/Авторы

Название

Целевая аудитория

Описание

Год издания

 

Сенаторова О.А.

Учебное пособие по обучению чтению и развитию речи для студентов-иностранцев нефилологических специальностей

Иностранные студенты, владеющие иностранным языком на уровне В 1

Цель настоящего пособия – развитие у иностранных студентов навыков изучающего просмотрового чтения, разговорной речи, а также на формирование культурологической компетенции в процессе работы с текстами социокультурной тематики

2016

 

Учебные пособия

 

Автор/Авторы

Название

Целевая аудитория

Описание

Год издания

Сенаторова О.А.

… Белопамятная весть

 

 

 

 

 

Иностранные граждане, владеющие русским языком на 1 сертификационном уровне (В 1)

(Учебное пособие по лингвокраеведению для изучающих русский язык как иностранный.) Иностранным гражданам из стран дальнего и ближнего зарубежья, изучающим русский язык и проживающим на территории Владимирской области, предложено познакомиться с географией, историей и культурой Владимирского края. Краеведческие знания, содержащиеся в публицистических и художественных текстах пособия, будут способствовать формированию краеведческой составляющей их коммуникативной компетенции и успешности лингвокультурной адапации в условиях языковой среды.

2014

Чабристова Е.В.

Хочу стать журналистом

Студенты I и II курсов обучения

Цель настоящего пособия – формирование и развитие навыков устной и письменной речи, изучение специальной лексики, необходимой будущему журналисту. Системная лексико-грамматическая работа, работа с текстом, выход в письменную и устную речь должны помочь иностранным учащимся в профессиональной подготовке.

2014

Таирова А.В.

От анализа предложения к тезированию…

Студенты нефилологических специальностей продвинутого этапа обучения

Цель настоящего пособия – развитие и совершенствование у иностранных студентов навыков письменной речи на  материале научно-популярных текстов.

2014

Бордяшова М.В.

Карева В.Ю.

Обучение аудированию

Иностранные студенты I курса экономических специальностей

Ставится цель развития навыков аудирования, вычисления и записывания главной информации звучащей монологической речи.

2013

Асесорова Н.П.

Роспись. Народное декоративно-прикладное искусство России

Студенты-иностранцы продвинутого этапа обучения технических и гуманитарных специальностей

Цель пособия – развитие у иностранных учащихся навыков чтения на материале текстов страноведческого характера. Пособие предлагает материалы о росписи по дереву, керамике, металлу, тексты о лаковой миниатюре; в нём представлены ведущие народные промыслы страны. Задания, сопровождающие текст, контролируют понимание прочитанного и способствуют углублению понимания. Предтекстовые задания готовят к работе с текстом. Словарь урока помогает снять возможные языковые трудности, мешающие восприятию прочитанного. Ряд заданий направлен на развитие монологической речи.

2012

Ковальчук Е.В.

Изучаем обществознание

Иностранных учащиеся этапа довузовской подготовки

Цель настоящего пособия – изучение специальной лексики, организованной в тексты для чтения, и предоставление необходимых минимальных знаний по темам дисциплины «Обществознание», включая основные понятия и их определения, классификацию, историю вопроса.

Системная лексико-грамматическая работа, изучение структуры текста, обучение составлению различных видов плана и тезисов, выход в письменную и устную речь на основе изученного материала в совокупности должны подготовить учащихся к изучению общественнонаучных дисциплин.

2011

Таирова А. В.

Практическое пособие по развитию навыков письменной речи для студентов-иностранцев нефилологических специальностей (естественнонаучный профиль)

Студенты-иностранцы нефилологических специальностей продвинутого этапа обучения

Цель настоящего пособия – развитие и совершенствование у иностранных студентов навыков письменной речи на материале научно-популярных текстов.

2009

 

Бордяшова М.В.

Сутырина Ю.А.

Обучение профессиональной научной речи

Иностранные стажеры, аспиранты и соискатели нефилологических специальностей

Пособие построено на материале научных и научно-популярных текстов. Изложение материала способствует как усвоению теоретических основ, так и самостоятельной работе учащихся.

Целью пособия является развитие умения создавать научные тексты, близкие или адекватные реальным коммуникативным потребностям учащихся; ознакомление со структурой научного произведения, с основами подготовки и оформления научной работы в соответствии с действующими нормативными документами.

2009

Сутырина Ю.А.

Сборник самостоятельных работ по русскому языку как иностранному для студентов ближнего зарубежья 1-2 курсов

Студенты ближнего зарубежья гуманитарных и  негуманитарных дисциплин

Включает самостоятельные работы по русскому языку как иностранному для студентов ближнего зарубежья 1-2-го курсов. Основные виды работ: «Самостоятельные работы» и «Диктанты».

Каждый вид работ представлен текстами разной направленности, призван осуществить текущий и итоговый контроль уровня грамотности, проверить усвоение теоретического материала по русскому языку как иностранному, навыков по культуре речи и стилистике.

2008

Сенаторова О.А.

Щербаков Ю.А.

Пособие по русскому языку для студентов-иностранцев, изучающих дисциплину «Культурология»

Студенты-иностранцы, изучающих дисциплину «Культурология»

Цель пособия – подготовить иностранных учащихся, изучающих культурологию, к восприятию лекционного материала и практическим занятиям по данной дисциплине. Пособие построено по тематическому принципу. Основной структурной единицей является аутентичный текст. Система лексических и грамматических заданий разработана на основе объёмного текстового материала для обучения конспектированию и аудированию.

2008

Сенаторова О.А.

Пособие по обучению чтению и развитию речи для студентов-иностранцев нефилологических специальностей на материале текстов социально-культурной тематики

Студенты-иностранцы нефилологических специальностей I курса продвинутого этапа обучения

Цель настоящего пособия – совершенствование навыков в области чтения и речи на материале текство социокультурной тематики.

2006

Бордяшова М.В.

Сутырина Ю.А.

Пособие для подготовки к тестированию по русскому языку

Абитуриенты и школьники, готовящиеся к Единому государственному экзамену, Всероссийскому тестированию, вступительным испытаниям по русскому языку во Владимирский государственный университет.

Данное пособие позволяет подготовиться к сдаче тестового экзамена по русскому языку и включает в себя необходимый справочный материал, обучающие тексты и ключи к ним.

2005

Чабристова Е.В.

Сутырина Ю.А.

Практикум по русскому языку и культуре речи

Студенты-заочники, обучающихся на негуманитарных факультетах

Основное внимание уделяется вопросам самостоятельной подготовки студентов-заочников по дисциплине «Русский язык и культура речи». Содержит задания, темы рефератов и семинарских занятий, контрольные вопросы, а также список литературы для самостоятельного изучения дисциплины. Практикум предусматривает совершенствование речевой деятельности студентов в различных сферах – разговорно-бытовой, общественно-политической, учебно-профессиональной.

2003

Шарапова М.Э.

Карева В.Ю.

Сенаторова О.А.

Ковальчук Е.В.

Ильина Н.И.

Щербаков Ю.А.

Пособие по научному стилю речи для иностранных студентов-нефилологов подготовительного факультета

Иностранные учащиеся подготовительного факультета

Задача пособия – подготовить иностранных учащихся к занятиям по таким дисциплинам, как математика, химия, физика, информатика, проводимым на 1-м курсе вуза.

Тексты данного пособия и задания к ним способствуют выработке умений и навыков ориентации в конструкциях научного стиля речи, извлечения из них информации и воспроизведения ее в устной и письменной форме.

2003

 

Бордяшова М.В.

Самцевич Е.А.

Кириллова С.Ю.

Практикум по русскому языку для иностранных студентов – нефилологов на материале дисциплины «Информатика»

Иностранные студенты-нефилологи 1-го курса специальности «Вычислительные машины, системы, комплексы и сети»

Цель практикума – развить у иностранных учащихся навыки и умения изучающего чтения текстов по специальности «Информатика». Данная работа содержит материал 18 занятий, включающих тексты и задания, рассчитанные на выполнение как в аудитории, так и самостоятельно. Формирует у учащихся навыки и умения, необходимые, для учебно-профессиональной деятельности.

2000

Сенаторова О.А.

Татмышевский К.В.

Практикум по русскому языку для иностранных студентов-нефилологов на материале дисциплины «Физиотерапия»

Иностранные студенты-нефилологи специальностей «биотехнические и медицинские аппараты и системы» и «инженерное дело в медикобиологической практике»

Цель настоящего практикума – выработка навыков чтения текстов по специальности, активизация лексики и синтаксических конструкций, необходимых для овладения материалом изучаемого курса.

Практикум включает в себя 10 неадаптированных текстов с разработанной к ним системой заданий, направленной на достижение поставленных целей, и рассчитан на работу студентов под руководством преподавателя, а также на самостоятельную работу.

2000

Лепарская В.А.

Казнина Е.Б.

Ледащева А.С. /

под ред. Ковальчук Е.В.

Традиции русского народа: Лингвострановедческое пособие по русскому языку для иностранных студентов

Иностранные студенты, изучающие русский язык

Состоит из трех разделов, содержащих материалы о национальных традициях русского быта, кухни и декоративно-прикладного искусства.

Приведены тексты и задания для аудиторной и домашней проработки, вопросы для самоподготовки, тексты для дополнительного чтения на основе художественных произведений.

1999

Труфанова И.В.

Асессорова Н.П.

Жилые дома древнейших цивилизаций: Практикум к занятиям по русскому языку для иностранных студентов-нефилологов

Студенты-иностранцы, обучающиеся по специальностям «Архитектура», «Промышленное и гражданское строительство»

Основная цель практикума – выработка навыков чтения текстов по предмету «История архитектуры», активизация лексики и синтаксических конструкций, необходимых  для овладения материалом изучаемого курса, и совершенствование навыков монологического высказывания по изучаемой теме.

 

1999

Асессорова Н.П.

Ледащева А.С.

Обучение реферированию и аннотированию на материале текстов по специальностям «Технология машиностроения», «Промышленное и гражданское строительство»

Студенты-иностранцы IV курса технических вузов и факультетов

Цель настоящего издания – активизация имеющегося у учащегося запаса специальной лексики, развитие навыков письменной речи: конспектирования, аннотирования и реферирования на материале текстов по специальности ПГС, ТМС и построения письменного высказывания.

1997

Бордяшова М.В.

Щербаков Ю.А.

Асессорова Н.П.

Пособие по русскому языку для студентов-иностранцев, изучающих историю России

 Иностранные студенты подготовительного факультета 2-го семестра и 1-го курса, владеющих в основном русским языком в объеме подготовительного курса

Задача пособия – подготовить иностранных студентов к практическим занятиям в семинарах по дисциплине «История России».

Составлено на основе материалов нескольких пособий по исторической тематике.

Тексты данного пособия и заданий к ним способствуют выработке умений и навыков ориентации в языковом материале и структурно-композиционном построении текста, извлечения информации из него и воспроизведения ее в устной (монологическая речь) и письменной (конспектирование) форме

1995

Бордяшова М.В.

Асессорова Н.П.

Щербаков Ю.А.

Владимир: Лингвострановедческое пособие по русскому языку для иностранных студентов

Иностранные студенты, изучающие русский язык

Данное лингвострановедческое пособие рассчитано на работу под руководством преподавателя. Цель пособия – развитие речевых навыков, прежде всего говорения. Отобранный минимум страноведческой информации должен помочь сформировать у студентов правильные фоновые знания об истории г. Владимира, культурно-исторических ценностях и его современном облике.

1995

Белкина Л.В.

Александрова М.М.  

Сенаторова О.А.

Научно-технический перевод

Иностранные студенты-нефилологи

Составлено на основе учебника научно-технического перевода. При отборе текстов и составлении упражнений к ним учтены требования программы по русскому языку и учебного плана спецкурса «Научно-технический перевод» для студентов-иностранцев 3-го – 5-го курсов нефилологических вузов.

1993

Бордяшова М.В.

Белкина Л.В.

Методические указания к практическим занятиям по русскому языку на материале дисциплины «Программирование»

Иностранные студенты I курса, изучающие специальность «программирование»

Составлены на основе лекций по программированию с учетом требований программы и учебного плана I курса. Тексты для обучения чтению и заданий к ним способствуют выработке механизмов чтения, направлены на проверку понимания прочитанного. Материалы для обучения аудированию предназначены для подготовки студентов к восприятию и конспектированию лекций по специальности.

1990