RU   EN   FR   DE   
  Поиск
Научно-исследовательская деятельность

 

Преподаватели кафедры проводят серьезную научно-исследовательскую работу по совершенствованию форм и методов обучения русскому языку как иностранному в общем и прикладных аспектах. Весь коллектив неустанно трудится над повышением качества и результативности обучения, находится в постоянном творческом поиске и совершенствует свое педагогическое и профессиональное мастерство.

Коллектив кафедры РКИ проводит научно-исследовательскую работу по теме «Концепция интенсивного обучения русскому языку как иностранному и ее реализация в теории и на практике». Научные интересы членов кафедры чрезвычайно разнообразны: интенсификация учебного процесса на этапе довузовской подготовки; освоение иностранными учащимися нового культурного пространства (РКИ); проблемы преемственности обучения иностранных студентов ближнего зарубежья на всех этапах; формирование языковой компетенции в учебно-профессиональной сфере обучения. 

 

Монографии

 

 

 

Автор

Название

Целевая аудитория

Описание

Год издания

 

Сенаторова О.А

    

Совершенствование профессиональных навыков и компетенций в управлении международной деятельностью российских университетов: национальные интересы и региональное развитие

Специалистам управления системы образования России и ее регионов, сотрудникам федеральных и региональных органов власти и управления, а также региональным объединениям академической мобильности

Монография подготовлена по итогам проведения XX Всероссийской конференции и XXX Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей». Конференция и школа-семинар были посвящены обсуждению: процессов деформации профессионального кадрового звена в управлении международной деятельностью российских университетов, происходивших в последние десятилетия, и необходимости принятия оперативных мер по стабилизации профессионального кадрового ресурса с целью оптимального использования потенциала российских университетов для полноценной реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом; вопросам государственного правового регулирования образовательной миграции в изменившихся геополитических условиях; анализу лучших практик и новых решений по привлечению иностранных студентов на обучение в вузы Российской Федерации; анализу особенностей развития процессов интеллектуальной миграции в современных условиях, месту и роли в них русского языка и культуры     

2022

 

 

 

 

Сенаторова О.А.

Антипина И.В

 

Национальные интересы и вопросы регионального развития в системе приоритетов международной деятельности российских университетов: коллективная монография

Cпециалистам управления системы образования России и ее регионов, сотрудникам федеральных и региональных органов власти и управления, а также региональным объединениям академической мобильности

Монография подготовлена по итогам проведения XIX Всероссийской конференции, XXIX Всероссийской школы-семинара цикла «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей» и региональной научно-практической конференции, проходившей в рамках мероприятий по реализации государственного контракта № 02.244.11.0015 от 24.10.2019, по теме «Национальные интересы и вопросы регионального развития в системе приоритетов международной деятельности российских университетов». Конференции были посвящены обсуждению системы приоритетов в развитии международной деятельности российских образовательных и научных организаций; лучших практик и новых решений по привлечению иностранных студентов на обучение в вузы Российской Федерации, обеспечению их обучения и пребывания, а также трудоустройства лучших выпускников; нормативному и правовому сопровождению процессов интернационализации и развития мобильности интеллектуальных ресурсов России; анализу особенностей развития процессов интеллектуальной миграции в современных условиях, месту и роли в них русского языка и культуры; вопросам адаптации и интеграции образовательной и трудовой миграции.

2021

Сенаторова О.А.

Актуальные проблемы русского языка и культуры речи: монография

Для ученых-филологов, специалистов в области лингвистики, культуры речи и методики преподавания языка

Монография представляет собой коллективный труд ученых-филологов, рассматривающих различные вопросы русского языка и культуры речи. В работе освещается широкий круг проблем: функционирование русского языка в современном социокультурном пространстве, лингвокультурологический подход к изучению языка, вопросы современной риторики и культуры речи, применение новых подходов к преподаванию русского  языка в вузе и школе, а также методика преподавания русского языка как иностранного.

2014

 

Березина О.А.

Грушецкая Е.Н. Ицкович Т.В.

Королькова О.О.

Сенаторова О.А.

Современная лингвистика и межкультурная коммуникация

Для лингвистов, культурологов, социологов, специалистов в области других гуманитарных наук

В монографии рассматриваются теоретические и прикладные проблемы современной лингвистики и межкультурной коммуникации

2012

 

Сенаторова О.А.

Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Региональный компонент (на материале лингвокультуры Владимирского региона)

Для иностранных граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья, владеющих русским языком на уровне В1

Книга представляет собой дальнейшую разработку теоретических основ лингвострановедения как аспекта методики преподавания русского языка как иностранного в приложении к региональной проблематике. В ней всесторонне обосновывается необходимость включения в учебный процесс по РКИ регионального компонента как важной составляющей формирования коммуникативной компетенции иностранных учащихся. Возникновение и развитие такого направления лингвистики, как лингвокультурология,  позволяет подойти  к вопросу об учете места обучения в процессе преподавания РКИ на новом уровне. Доминирующим здесь должно стать целостное теоретико-описательное исследование объектов как функционирующей системы ценностей, отражаемых в языке. Исследование проводится в отношение лингвокультуры Владимирского региона, обладающей определенной генетической, функциональной и структурной спецификой. Специальному отбору и изучению подвергаются языковые единицы, наиболее ярко выражающие своеобразие культуры региона, отбираются словесные образы, наиболее значимые для данной лингвокультуры.

2011

 

 

 

 


Учебные пособия (2016-2023г.г.)

Автор/Авторы

Название

Целевая аудитория

Описание

Год издания

Таирова А.В.

ИЗУЧАЕМ ГЕОГРАФИЮПрактикум по научному стилю речи для иностранных учащихся экономического и естественно-научного профилей

Предназначен для иностранных учащихся экономического и естественнонаучного профилей, владеющих русским языком в объеме базового уровня (А-2)

Издание представляет собой сборник адаптированных текстов общенаучного характера (в рамках уровней А2 – В1) по физической, социальной и экономической географии, сопровождающихся комплексом предтекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий, направленных на формирование у слушателей программы довузовской подготовки коммуникативной компетенции, достаточной для адекватного восприятия учебно-научного материала и общения в профессиональной сфере, а также заданий, цель которых – усвоение лексики и воспроизведение текстов.

 

Сенаторова О.А.,  Таирова А.В.


 

ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ.  Программа довузовской подготовки. Развитие устной и письменной речи.

Предназначен для иностранных граждан, обучающихся по программе довузовской подготовки, и слушателей курсов русского языка как иностранного.

Представляет собой сборник учебных и художественных текстов и заданий, направленных на развитие устной и письменной речи. Цель практикума ‒ формирование коммуникативно-речевой компетенции слушателей для решения коммуникативных задач в соответствии с требованиями первого уровня (В1) владения русским языком, положенными в основу программы довузовской подготовки, а также подготовка к выпускным и вступительным экзаменам, тестированию. Структура практикума соответствует актуальной для данного уровня тематике речевого общения.

2022

 

Сутырина Ю.А., Бордяшова М.В.

 

ИЗУЧАЕМ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: Учебное пособие по научному стилю речи для иностранных учащихся гуманитарного профиля

Предназначено для иностранных учащихся, владеющих русским языком в объеме базового (А2) и первого сертификационного (В1) уровней, как для работы в аудитории под руководством преподавателя, так и для самостоятельного изучения.

Цель учебного пособия – обеспечить языковую подготовку к практическим занятиям по общеобразовательным дисциплинам гуманитарного профиля на довузовском этапе обучения и к освоению профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Данная цель включает в себя освоение общенаучной и специальной лексики, а также грамматических особенностей научного стиля речи на материале текстов гуманитарных наук.

2022


Сенаторова О.А.

Таирова А.В.

ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ. Программа довузовской подготовки. Самостоятельные работы

Предназначен для иностранных граждан, обучающихся по программе довузовской подготовки, и слушателей курсов русского языка как иностранного.

Представляет собой сборник контрольно-измерительных материалов. Цель практикума ‒ текущая и итоговая проверка знаний, умений и навыков, а также уровня сформированности коммуникативной компетенции по русскому языку как иностранному и овладения научным стилем речи, подготовка к выпускным и вступительным эк-заменам, тестированию. Структура практикума построена в соответствии с уровнями владения русским языком А1 (ТЭУ), А2 (ТБУ) и В1 (ТРКИ-1) и отвечает требованиям государственных образовательных стандартов по русскому языку как иностранному (общее владение и профессиональные модули).

2021


Сенаторова О.А.

Таирова А.В.

ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ. Программа довузовской подготовки. Контрольные работы

Предназначен для иностранных граждан, обучающихся по программе довузовской подготовки, и слушателей курсов русского языка как иностранного.

Представляет собой сборник контрольно-измерительных материалов. Цель практикума ‒ текущая и итоговая проверка знаний, умений и навыков, а также уровня сформированности коммуникативной компетенции по русскому языку как иностранному и овладения научным стилем речи, подготовка к выпускным и вступительным экзаменам, тестированию. Структура практикума построена в соответствии с уровнями владения русским языком А1 (ТЭУ), А2 (ТБУ) и В1 (ТРКИ-1) и отвечает требованиям государственных образовательных стандартов по русскому языку как иностранному (общее владение и профессиональные модули).

2021


Сенаторова О.А.

Таирова А.В.

Камолкина Н.Г.

Феоктистова А.А.

Культура русского народа: декоративно-прикладное искусство, традиционная тряпичная кукла, кухня

Иностранные граждане, владеющие русским языком на уровне  А2.

Пособие представляет собой учебно-методическое издание, направленное на углубление знаний иностранных учащихся о русской культуре и формирование их коммуникативной компетенции, что является важным условием лингвокультурной адаптации. Представлены разработки к практическим занятиям и мастер-классам как эффективной форме методической работы в рамках взаимосвязанного коммуникативно-деятельностного обучения

2020

 

Сутырина Ю.А.

Бордяшова М.В.

Знакомимся с русской литературой: учеб. пособие по чтению и развитию речи на материале текстов рус. лит.

Иностранные учащиеся продвинутого этапа обучения, владеющие русским языком в объему сертификационного уровня В1

Цели пособия – расширение лингвокультурной компетенции иностранных учащихся на основе представленных сведений из теории и истории русской литературы, а также совершенствование умений аналитического чтения и анализа неадаптированных художественных текстов. Дана краткая характеристика важнейших периодов развития русской литературы, тесно связанных с культурной жизнью страны. В пособии значительно шире представлены произведения русской литературы, речевые модели для комментирования художественного текста.

2020


Сенаторова О.А.

 

Регионы России. Владимирская область

Иностранные студенты, владеющие русским языком на 1 сертификационном уровне (В 1)

Состоит из публицистических, художественных и фольклорных текстов, организованных по тематическому принципу и содержащих информацию о наиболее значимых реалиях лингвокультуры Владимирского региона. Система заданий позволяет развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности: чтении, аудировании, говорении и письме.

2019


Сутырина Ю.А.

Бордяшова М.В.

Знакомимся с русской литературой

Иностранные учащиеся, владеющие русским языком на 1 сертификационном уровне (В 1)

Цель пособия – знакомство с произведениями русских писателей, русскими культурно-историческими реалиями, особенностями быта и поведения русских людей, а также совершенствование навыков чтения и анализа неадаптированных текстов русской литературы.

2019


Таирова А.В.

Добро пожаловать во Владимир

Иностранные учащиеся, владеющие русским языком на 1 сертификационном уровне (В 1)

Позволяет ускорить и облегчить языковую и социокультурную адаптацию учащихся в русской языковой среде, повысить их языковую и коммуникативно-речевую компетенцию в диалоговой речи, познакомить студентов с тактиками ведения диалога, сформировать готовность иностранных учащихся к реальному включению в учебный процесс в пределах определенного набора тем и ситуаций.

2019


Чабристова Е.В.

Традиции русского народа

Иностранные студенты, владеющие иностранным языком на уровне В 1

Учебное пособие состоит из тематических текстов, дающих представление о традиционном строительстве русской избы, бани, благоустройстве дома, об отношениях в семье, о русском декоративно-прикладном искусстве и народном костюме. Задания, представленные в пособии, направлены на развитие навыков и умений во всех видах речевой деятельности – чтении, аудировании, говорении, письме.

2019


Сенаторова О.А.

Таирова А.В.

Наука и образование в России

Иностранные студенты, владеющие иностранным языком на уровне В 1

Знакомит с особенностями российской системы образования, историей и современным состоянием российской науки. Способствует формированию коммуникативной компетенции иностранных студентов в учебной сфере и успеваемости их лингвокультурной и социокультурной адаптации.

2019

Асессорова Н.П.

Язык СМИ

Иностранные студенты и стажеры, владеющие иностранным языком на уровне В 1

Цель пособия – познакомить студентов с особенностями языка современных российских СМИ, показать разнообразие языка прессы, расширить лексический запас учащихся, систематизировать лексику по тематическому принципу,  активизировать языковые и речевые навыки, научить ориентироваться в газетных, журнальных и телевизионных материалах.

2018


Таирова А.В.

Впервые во Владимире

Иностранные студенты, владеющие иностранным языком на уровне В 1

Учебное пособие позволяет ускорить и облегчить языковую и социокультурную адаптацию учащихся в русской языковой среде, повысить их языковую и коммуникативно-речевую компетенцию в диалоговой речи, познакомить студентов с тактиками ведения диалога, сформировать готовность иностранных учащихся реальному включению в учебный процесс в пределах определенного набора тем и ситуаций.

2017


Сенаторова О.А.

Учебное пособие по обучению чтению и развитию речи для студентов-иностранцев нефилологических специальностей

Иностранные студенты, владеющие иностранным языком на уровне В 1

Цель настоящего пособия – развитие у иностранных студентов навыков изучающего просмотрового чтения, разговорной речи, а также на формирование культурологической компетенции в процессе работы с текстами социокультурной тематики

2016

Учебные пособия (2014-1990г.г.)

 

Автор/Авторы

Название

Целевая аудитория

Описание

Год издания

Сенаторова О.А.

… Белопамятная весть

 

 

 

 

 

Иностранные граждане, владеющие русским языком на 1 сертификационном уровне (В 1)

(Учебное пособие по лингвокраеведению для изучающих русский язык как иностранный.) Иностранным гражданам из стран дальнего и ближнего зарубежья, изучающим русский язык и проживающим на территории Владимирской области, предложено познакомиться с географией, историей и культурой Владимирского края. Краеведческие знания, содержащиеся в публицистических и художественных текстах пособия, будут способствовать формированию краеведческой составляющей их коммуникативной компетенции и успешности лингвокультурной адапации в условиях языковой среды.

2014

Чабристова Е.В.

Хочу стать журналистом

Студенты I и II курсов обучения

Цель настоящего пособия – формирование и развитие навыков устной и письменной речи, изучение специальной лексики, необходимой будущему журналисту. Системная лексико-грамматическая работа, работа с текстом, выход в письменную и устную речь должны помочь иностранным учащимся в профессиональной подготовке.

2014

Таирова А.В.

От анализа предложения к тезированию…

Студенты нефилологических специальностей продвинутого этапа обучения

Цель настоящего пособия – развитие и совершенствование у иностранных студентов навыков письменной речи на  материале научно-популярных текстов.

2014

Бордяшова М.В.

Карева В.Ю.

Обучение аудированию

Иностранные студенты I курса экономических специальностей

Ставится цель развития навыков аудирования, вычисления и записывания главной информации звучащей монологической речи.

2013

Асесорова Н.П.

Роспись. Народное декоративно-прикладное искусство России

Студенты-иностранцы продвинутого этапа обучения технических и гуманитарных специальностей

Цель пособия – развитие у иностранных учащихся навыков чтения на материале текстов страноведческого характера. Пособие предлагает материалы о росписи по дереву, керамике, металлу, тексты о лаковой миниатюре; в нём представлены ведущие народные промыслы страны. Задания, сопровождающие текст, контролируют понимание прочитанного и способствуют углублению понимания. Предтекстовые задания готовят к работе с текстом. Словарь урока помогает снять возможные языковые трудности, мешающие восприятию прочитанного. Ряд заданий направлен на развитие монологической речи.

2012

Ковальчук Е.В.

Изучаем обществознание

Иностранных учащиеся этапа довузовской подготовки

Цель настоящего пособия – изучение специальной лексики, организованной в тексты для чтения, и предоставление необходимых минимальных знаний по темам дисциплины «Обществознание», включая основные понятия и их определения, классификацию, историю вопроса.

Системная лексико-грамматическая работа, изучение структуры текста, обучение составлению различных видов плана и тезисов, выход в письменную и устную речь на основе изученного материала в совокупности должны подготовить учащихся к изучению общественнонаучных дисциплин.

2011

Таирова А. В.

Практическое пособие по развитию навыков письменной речи для студентов-иностранцев нефилологических специальностей (естественнонаучный профиль)

Студенты-иностранцы нефилологических специальностей продвинутого этапа обучения

Цель настоящего пособия – развитие и совершенствование у иностранных студентов навыков письменной речи на материале научно-популярных текстов.

2009

 

Бордяшова М.В.

Сутырина Ю.А.

Обучение профессиональной научной речи

Иностранные стажеры, аспиранты и соискатели нефилологических специальностей

Пособие построено на материале научных и научно-популярных текстов. Изложение материала способствует как усвоению теоретических основ, так и самостоятельной работе учащихся.

Целью пособия является развитие умения создавать научные тексты, близкие или адекватные реальным коммуникативным потребностям учащихся; ознакомление со структурой научного произведения, с основами подготовки и оформления научной работы в соответствии с действующими нормативными документами.

2009

Сутырина Ю.А.

Сборник самостоятельных работ по русскому языку как иностранному для студентов ближнего зарубежья 1-2 курсов

Студенты ближнего зарубежья гуманитарных и  негуманитарных дисциплин

Включает самостоятельные работы по русскому языку как иностранному для студентов ближнего зарубежья 1-2-го курсов. Основные виды работ: «Самостоятельные работы» и «Диктанты».

Каждый вид работ представлен текстами разной направленности, призван осуществить текущий и итоговый контроль уровня грамотности, проверить усвоение теоретического материала по русскому языку как иностранному, навыков по культуре речи и стилистике.

2008

Сенаторова О.А.

Щербаков Ю.А.

Пособие по русскому языку для студентов-иностранцев, изучающих дисциплину «Культурология»

Студенты-иностранцы, изучающих дисциплину «Культурология»

Цель пособия – подготовить иностранных учащихся, изучающих культурологию, к восприятию лекционного материала и практическим занятиям по данной дисциплине. Пособие построено по тематическому принципу. Основной структурной единицей является аутентичный текст. Система лексических и грамматических заданий разработана на основе объёмного текстового материала для обучения конспектированию и аудированию.

2008

Сенаторова О.А.

Пособие по обучению чтению и развитию речи для студентов-иностранцев нефилологических специальностей на материале текстов социально-культурной тематики

Студенты-иностранцы нефилологических специальностей I курса продвинутого этапа обучения

Цель настоящего пособия – совершенствование навыков в области чтения и речи на материале текство социокультурной тематики.

2006

Бордяшова М.В.

Сутырина Ю.А.

Пособие для подготовки к тестированию по русскому языку

Абитуриенты и школьники, готовящиеся к Единому государственному экзамену, Всероссийскому тестированию, вступительным испытаниям по русскому языку во Владимирский государственный университет.

Данное пособие позволяет подготовиться к сдаче тестового экзамена по русскому языку и включает в себя необходимый справочный материал, обучающие тексты и ключи к ним.

2005

Чабристова Е.В.

Сутырина Ю.А.

Практикум по русскому языку и культуре речи

Студенты-заочники, обучающихся на негуманитарных факультетах

Основное внимание уделяется вопросам самостоятельной подготовки студентов-заочников по дисциплине «Русский язык и культура речи». Содержит задания, темы рефератов и семинарских занятий, контрольные вопросы, а также список литературы для самостоятельного изучения дисциплины. Практикум предусматривает совершенствование речевой деятельности студентов в различных сферах – разговорно-бытовой, общественно-политической, учебно-профессиональной.

2003

Шарапова М.Э.

Карева В.Ю.

Сенаторова О.А.

Ковальчук Е.В.

Ильина Н.И.

Щербаков Ю.А.

Пособие по научному стилю речи для иностранных студентов-нефилологов подготовительного факультета

Иностранные учащиеся подготовительного факультета

Задача пособия – подготовить иностранных учащихся к занятиям по таким дисциплинам, как математика, химия, физика, информатика, проводимым на 1-м курсе вуза.

Тексты данного пособия и задания к ним способствуют выработке умений и навыков ориентации в конструкциях научного стиля речи, извлечения из них информации и воспроизведения ее в устной и письменной форме.

2003

 

Бордяшова М.В.

Самцевич Е.А.

Кириллова С.Ю.

Практикум по русскому языку для иностранных студентов – нефилологов на материале дисциплины «Информатика»

Иностранные студенты-нефилологи 1-го курса специальности «Вычислительные машины, системы, комплексы и сети»

Цель практикума – развить у иностранных учащихся навыки и умения изучающего чтения текстов по специальности «Информатика». Данная работа содержит материал 18 занятий, включающих тексты и задания, рассчитанные на выполнение как в аудитории, так и самостоятельно. Формирует у учащихся навыки и умения, необходимые, для учебно-профессиональной деятельности.

2000

Сенаторова О.А.

Татмышевский К.В.

Практикум по русскому языку для иностранных студентов-нефилологов на материале дисциплины «Физиотерапия»

Иностранные студенты-нефилологи специальностей «биотехнические и медицинские аппараты и системы» и «инженерное дело в медикобиологической практике»

Цель настоящего практикума – выработка навыков чтения текстов по специальности, активизация лексики и синтаксических конструкций, необходимых для овладения материалом изучаемого курса.

Практикум включает в себя 10 неадаптированных текстов с разработанной к ним системой заданий, направленной на достижение поставленных целей, и рассчитан на работу студентов под руководством преподавателя, а также на самостоятельную работу.

2000

Лепарская В.А.

Казнина Е.Б.

Ледащева А.С. /

под ред. Ковальчук Е.В.

Традиции русского народа: Лингвострановедческое пособие по русскому языку для иностранных студентов

Иностранные студенты, изучающие русский язык

Состоит из трех разделов, содержащих материалы о национальных традициях русского быта, кухни и декоративно-прикладного искусства.

Приведены тексты и задания для аудиторной и домашней проработки, вопросы для самоподготовки, тексты для дополнительного чтения на основе художественных произведений.

1999

Труфанова И.В.

Асессорова Н.П.

Жилые дома древнейших цивилизаций: Практикум к занятиям по русскому языку для иностранных студентов-нефилологов

Студенты-иностранцы, обучающиеся по специальностям «Архитектура», «Промышленное и гражданское строительство»

Основная цель практикума – выработка навыков чтения текстов по предмету «История архитектуры», активизация лексики и синтаксических конструкций, необходимых  для овладения материалом изучаемого курса, и совершенствование навыков монологического высказывания по изучаемой теме.

 

1999

Асессорова Н.П.

Ледащева А.С.

Обучение реферированию и аннотированию на материале текстов по специальностям «Технология машиностроения», «Промышленное и гражданское строительство»

Студенты-иностранцы IV курса технических вузов и факультетов

Цель настоящего издания – активизация имеющегося у учащегося запаса специальной лексики, развитие навыков письменной речи: конспектирования, аннотирования и реферирования на материале текстов по специальности ПГС, ТМС и построения письменного высказывания.

1997

Бордяшова М.В.

Щербаков Ю.А.

Асессорова Н.П.

Пособие по русскому языку для студентов-иностранцев, изучающих историю России

 Иностранные студенты подготовительного факультета 2-го семестра и 1-го курса, владеющих в основном русским языком в объеме подготовительного курса

Задача пособия – подготовить иностранных студентов к практическим занятиям в семинарах по дисциплине «История России».

Составлено на основе материалов нескольких пособий по исторической тематике.

Тексты данного пособия и заданий к ним способствуют выработке умений и навыков ориентации в языковом материале и структурно-композиционном построении текста, извлечения информации из него и воспроизведения ее в устной (монологическая речь) и письменной (конспектирование) форме

1995

Бордяшова М.В.

Асессорова Н.П.

Щербаков Ю.А.

Владимир: Лингвострановедческое пособие по русскому языку для иностранных студентов

Иностранные студенты, изучающие русский язык

Данное лингвострановедческое пособие рассчитано на работу под руководством преподавателя. Цель пособия – развитие речевых навыков, прежде всего говорения. Отобранный минимум страноведческой информации должен помочь сформировать у студентов правильные фоновые знания об истории г. Владимира, культурно-исторических ценностях и его современном облике.

1995

Белкина Л.В.

Александрова М.М.  

Сенаторова О.А.

Научно-технический перевод

Иностранные студенты-нефилологи

Составлено на основе учебника научно-технического перевода. При отборе текстов и составлении упражнений к ним учтены требования программы по русскому языку и учебного плана спецкурса «Научно-технический перевод» для студентов-иностранцев 3-го – 5-го курсов нефилологических вузов.

1993

Бордяшова М.В.

Белкина Л.В.

Методические указания к практическим занятиям по русскому языку на материале дисциплины «Программирование»

Иностранные студенты I курса, изучающие специальность «программирование»

Составлены на основе лекций по программированию с учетом требований программы и учебного плана I курса. Тексты для обучения чтению и заданий к ним способствуют выработке механизмов чтения, направлены на проверку понимания прочитанного. Материалы для обучения аудированию предназначены для подготовки студентов к восприятию и конспектированию лекций по специальности.

1990