Преподаватели кафедры проводят серьезную научно-исследовательскую работу по совершенствованию форм и методов обучения русскому языку как иностранному в общем и прикладных аспектах. Весь коллектив неустанно трудится над повышением качества и результативности обучения, находится в постоянном творческом поиске и совершенствует свое педагогическое и профессиональное мастерство.
Коллектив кафедры РКИ проводит научно-исследовательскую работу по теме «Концепция интенсивного обучения русскому языку как иностранному и ее реализация в теории и на практике». Научные интересы членов кафедры чрезвычайно разнообразны: интенсификация учебного процесса на этапе довузовской подготовки; освоение иностранными учащимися нового культурного пространства (РКИ); проблемы преемственности обучения иностранных студентов ближнего зарубежья на всех этапах; формирование языковой компетенции в учебно-профессиональной сфере обучения.
Монографии
| Автор | Название | Целевая аудитория | Описание | Год издания |  | Сенаторова О.А | Совершенствование профессиональных навыков и компетенций в управлении международной деятельностью российских университетов: национальные интересы и региональное развитие | Специалистам управления системы образования России и ее регионов, сотрудникам федеральных и региональных органов власти и управления, а также региональным объединениям академической мобильности | Монография подготовлена по итогам проведения XX Всероссийской конференции и XXX Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей». Конференция и школа-семинар были посвящены обсуждению: процессов деформации профессионального кадрового звена в управлении международной деятельностью российских университетов, происходивших в последние десятилетия, и необходимости принятия оперативных мер по стабилизации профессионального кадрового ресурса с целью оптимального использования потенциала российских университетов для полноценной реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом; вопросам государственного правового регулирования образовательной миграции в изменившихся геополитических условиях; анализу лучших практик и новых решений по привлечению иностранных студентов на обучение в вузы Российской Федерации; анализу особенностей развития процессов интеллектуальной миграции в современных условиях, месту и роли в них русского языка и культуры | 2022
|  | Сенаторова О.А. Антипина И.В | Национальные интересы и вопросы регионального развития в системе приоритетов международной деятельности российских университетов: коллективная монография | Cпециалистам управления системы образования России и ее регионов, сотрудникам федеральных и региональных органов власти и управления, а также региональным объединениям академической мобильности | Монография подготовлена по итогам проведения XIX Всероссийской конференции, XXIX Всероссийской школы-семинара цикла «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей» и региональной научно-практической конференции, проходившей в рамках мероприятий по реализации государственного контракта № 02.244.11.0015 от 24.10.2019, по теме «Национальные интересы и вопросы регионального развития в системе приоритетов международной деятельности российских университетов». Конференции были посвящены обсуждению системы приоритетов в развитии международной деятельности российских образовательных и научных организаций; лучших практик и новых решений по привлечению иностранных студентов на обучение в вузы Российской Федерации, обеспечению их обучения и пребывания, а также трудоустройства лучших выпускников; нормативному и правовому сопровождению процессов интернационализации и развития мобильности интеллектуальных ресурсов России; анализу особенностей развития процессов интеллектуальной миграции в современных условиях, месту и роли в них русского языка и культуры; вопросам адаптации и интеграции образовательной и трудовой миграции. | 2021 | 
| Сенаторова О.А. | Актуальные проблемы русского языка и культуры речи: монография | Для ученых-филологов, специалистов в области лингвистики, культуры речи и методики преподавания языка | Монография представляет собой коллективный труд ученых-филологов, рассматривающих различные вопросы русского языка и культуры речи. В работе освещается широкий круг проблем: функционирование русского языка в современном социокультурном пространстве, лингвокультурологический подход к изучению языка, вопросы современной риторики и культуры речи, применение новых подходов к преподаванию русского языка в вузе и школе, а также методика преподавания русского языка как иностранного. | 2014 |  | Березина О.А. Грушецкая Е.Н. Ицкович Т.В. Королькова О.О. Сенаторова О.А. | Современная лингвистика и межкультурная коммуникация | Для лингвистов, культурологов, социологов, специалистов в области других гуманитарных наук | В монографии рассматриваются теоретические и прикладные проблемы современной лингвистики и межкультурной коммуникации | 2012 |  | Сенаторова О.А. | Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Региональный компонент (на материале лингвокультуры Владимирского региона) | Для иностранных граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья, владеющих русским языком на уровне В1 | Книга представляет собой дальнейшую разработку теоретических основ лингвострановедения как аспекта методики преподавания русского языка как иностранного в приложении к региональной проблематике. В ней всесторонне обосновывается необходимость включения в учебный процесс по РКИ регионального компонента как важной составляющей формирования коммуникативной компетенции иностранных учащихся. Возникновение и развитие такого направления лингвистики, как лингвокультурология, позволяет подойти к вопросу об учете места обучения в процессе преподавания РКИ на новом уровне. Доминирующим здесь должно стать целостное теоретико-описательное исследование объектов как функционирующей системы ценностей, отражаемых в языке. Исследование проводится в отношение лингвокультуры Владимирского региона, обладающей определенной генетической, функциональной и структурной спецификой. Специальному отбору и изучению подвергаются языковые единицы, наиболее ярко выражающие своеобразие культуры региона, отбираются словесные образы, наиболее значимые для данной лингвокультуры. | 2011 |
Учебные пособия (2016-2023г.г.)
| | Автор/Авторы | Название | Целевая аудитория | Описание | Год издания | | Таирова А.В. | ИЗУЧАЕМ ГЕОГРАФИЮ: Практикум по научному стилю речи для иностранных учащихся экономического и естественно-научного профилей | Предназначен для иностранных учащихся экономического и естественнонаучного профилей, владеющих русским языком в объеме базового уровня (А-2) | Издание представляет собой сборник адаптированных текстов общенаучного характера (в рамках уровней А2 – В1) по физической, социальной и экономической географии, сопровождающихся комплексом предтекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий, направленных на формирование у слушателей программы довузовской подготовки коммуникативной компетенции, достаточной для адекватного восприятия учебно-научного материала и общения в профессиональной сфере, а также заданий, цель которых – усвоение лексики и воспроизведение текстов. | | 
| Сенаторова О.А., Таирова А.В.
| ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ. Программа довузовской подготовки. Развитие устной и письменной речи. | Предназначен для иностранных граждан, обучающихся по программе довузовской подготовки, и слушателей курсов русского языка как иностранного. | Представляет собой сборник учебных и художественных текстов и заданий, направленных на развитие устной и письменной речи. Цель практикума ‒ формирование коммуникативно-речевой компетенции слушателей для решения коммуникативных задач в соответствии с требованиями первого уровня (В1) владения русским языком, положенными в основу программы довузовской подготовки, а также подготовка к выпускным и вступительным экзаменам, тестированию. Структура практикума соответствует актуальной для данного уровня тематике речевого общения. | 2022 | 
| Сутырина Ю.А., Бордяшова М.В. | ИЗУЧАЕМ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: Учебное пособие по научному стилю речи для иностранных учащихся гуманитарного профиля | Предназначено для иностранных учащихся, владеющих русским языком в объеме базового (А2) и первого сертификационного (В1) уровней, как для работы в аудитории под руководством преподавателя, так и для самостоятельного изучения. | Цель учебного пособия – обеспечить языковую подготовку к практическим занятиям по общеобразовательным дисциплинам гуманитарного профиля на довузовском этапе обучения и к освоению профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Данная цель включает в себя освоение общенаучной и специальной лексики, а также грамматических особенностей научного стиля речи на материале текстов гуманитарных наук. | 2022 | 
| Сенаторова О.А. Таирова А.В. | ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ. Программа довузовской подготовки. Самостоятельные работы | Предназначен для иностранных граждан, обучающихся по программе довузовской подготовки, и слушателей курсов русского языка как иностранного. | Представляет собой сборник контрольно-измерительных материалов. Цель практикума ‒ текущая и итоговая проверка знаний, умений и навыков, а также уровня сформированности коммуникативной компетенции по русскому языку как иностранному и овладения научным стилем речи, подготовка к выпускным и вступительным эк-заменам, тестированию. Структура практикума построена в соответствии с уровнями владения русским языком А1 (ТЭУ), А2 (ТБУ) и В1 (ТРКИ-1) и отвечает требованиям государственных образовательных стандартов по русскому языку как иностранному (общее владение и профессиональные модули). | 2021 |

| Сенаторова О.А. Таирова А.В. | ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ. Программа довузовской подготовки. Контрольные работы | Предназначен для иностранных граждан, обучающихся по программе довузовской подготовки, и слушателей курсов русского языка как иностранного. | Представляет собой сборник контрольно-измерительных материалов. Цель практикума ‒ текущая и итоговая проверка знаний, умений и навыков, а также уровня сформированности коммуникативной компетенции по русскому языку как иностранному и овладения научным стилем речи, подготовка к выпускным и вступительным экзаменам, тестированию. Структура практикума построена в соответствии с уровнями владения русским языком А1 (ТЭУ), А2 (ТБУ) и В1 (ТРКИ-1) и отвечает требованиям государственных образовательных стандартов по русскому языку как иностранному (общее владение и профессиональные модули). | 2021 |

| Сенаторова О.А. Таирова А.В. Камолкина Н.Г. Феоктистова А.А. | Культура русского народа: декоративно-прикладное искусство, традиционная тряпичная кукла, кухня | Иностранные граждане, владеющие русским языком на уровне А2. | Пособие представляет собой учебно-методическое издание, направленное на углубление знаний иностранных учащихся о русской культуре и формирование их коммуникативной компетенции, что является важным условием лингвокультурной адаптации. Представлены разработки к практическим занятиям и мастер-классам как эффективной форме методической работы в рамках взаимосвязанного коммуникативно-деятельностного обучения | 2020 | 
| Сутырина Ю.А. Бордяшова М.В. | Знакомимся с русской литературой: учеб. пособие по чтению и развитию речи на материале текстов рус. лит. | Иностранные учащиеся продвинутого этапа обучения, владеющие русским языком в объему сертификационного уровня В1 | Цели пособия – расширение лингвокультурной компетенции иностранных учащихся на основе представленных сведений из теории и истории русской литературы, а также совершенствование умений аналитического чтения и анализа неадаптированных художественных текстов. Дана краткая характеристика важнейших периодов развития русской литературы, тесно связанных с культурной жизнью страны. В пособии значительно шире представлены произведения русской литературы, речевые модели для комментирования художественного текста. | 2020 |

| Сенаторова О.А. | Регионы России. Владимирская область | Иностранные студенты, владеющие русским языком на 1 сертификационном уровне (В 1) | Состоит из публицистических, художественных и фольклорных текстов, организованных по тематическому принципу и содержащих информацию о наиболее значимых реалиях лингвокультуры Владимирского региона. Система заданий позволяет развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности: чтении, аудировании, говорении и письме. | 2019 |

| Сутырина Ю.А. Бордяшова М.В. | Знакомимся с русской литературой | Иностранные учащиеся, владеющие русским языком на 1 сертификационном уровне (В 1) | Цель пособия – знакомство с произведениями русских писателей, русскими культурно-историческими реалиями, особенностями быта и поведения русских людей, а также совершенствование навыков чтения и анализа неадаптированных текстов русской литературы. | 2019 |

| Таирова А.В. | Добро пожаловать во Владимир | Иностранные учащиеся, владеющие русским языком на 1 сертификационном уровне (В 1) | Позволяет ускорить и облегчить языковую и социокультурную адаптацию учащихся в русской языковой среде, повысить их языковую и коммуникативно-речевую компетенцию в диалоговой речи, познакомить студентов с тактиками ведения диалога, сформировать готовность иностранных учащихся к реальному включению в учебный процесс в пределах определенного набора тем и ситуаций. | 2019 |

| Чабристова Е.В. | Традиции русского народа | Иностранные студенты, владеющие иностранным языком на уровне В 1 | Учебное пособие состоит из тематических текстов, дающих представление о традиционном строительстве русской избы, бани, благоустройстве дома, об отношениях в семье, о русском декоративно-прикладном искусстве и народном костюме. Задания, представленные в пособии, направлены на развитие навыков и умений во всех видах речевой деятельности – чтении, аудировании, говорении, письме. | 2019 |

| Сенаторова О.А. Таирова А.В. | Наука и образование в России | Иностранные студенты, владеющие иностранным языком на уровне В 1 | Знакомит с особенностями российской системы образования, историей и современным состоянием российской науки. Способствует формированию коммуникативной компетенции иностранных студентов в учебной сфере и успеваемости их лингвокультурной и социокультурной адаптации. | 2019 | 
| Асессорова Н.П. | Язык СМИ | Иностранные студенты и стажеры, владеющие иностранным языком на уровне В 1 | Цель пособия – познакомить студентов с особенностями языка современных российских СМИ, показать разнообразие языка прессы, расширить лексический запас учащихся, систематизировать лексику по тематическому принципу, активизировать языковые и речевые навыки, научить ориентироваться в газетных, журнальных и телевизионных материалах. | 2018 |

| Таирова А.В. | Впервые во Владимире | Иностранные студенты, владеющие иностранным языком на уровне В 1 | Учебное пособие позволяет ускорить и облегчить языковую и социокультурную адаптацию учащихся в русской языковой среде, повысить их языковую и коммуникативно-речевую компетенцию в диалоговой речи, познакомить студентов с тактиками ведения диалога, сформировать готовность иностранных учащихся реальному включению в учебный процесс в пределах определенного набора тем и ситуаций. | 2017 |

| Сенаторова О.А. | Учебное пособие по обучению чтению и развитию речи для студентов-иностранцев нефилологических специальностей | Иностранные студенты, владеющие иностранным языком на уровне В 1 | Цель настоящего пособия – развитие у иностранных студентов навыков изучающего просмотрового чтения, разговорной речи, а также на формирование культурологической компетенции в процессе работы с текстами социокультурной тематики | 2016 |
Учебные пособия (2014-1990г.г.) | Автор/Авторы | Название | Целевая аудитория | Описание | Год издания | 
| Сенаторова О.А. | … Белопамятная весть | Иностранные граждане, владеющие русским языком на 1 сертификационном уровне (В 1) | (Учебное пособие по лингвокраеведению для изучающих русский язык как иностранный.) Иностранным гражданам из стран дальнего и ближнего зарубежья, изучающим русский язык и проживающим на территории Владимирской области, предложено познакомиться с географией, историей и культурой Владимирского края. Краеведческие знания, содержащиеся в публицистических и художественных текстах пособия, будут способствовать формированию краеведческой составляющей их коммуникативной компетенции и успешности лингвокультурной адапации в условиях языковой среды. | 2014 | 
| Чабристова Е.В. | Хочу стать журналистом | Студенты I и II курсов обучения | Цель настоящего пособия – формирование и развитие навыков устной и письменной речи, изучение специальной лексики, необходимой будущему журналисту. Системная лексико-грамматическая работа, работа с текстом, выход в письменную и устную речь должны помочь иностранным учащимся в профессиональной подготовке. | 2014 | 
| Таирова А.В. | От анализа предложения к тезированию… | Студенты нефилологических специальностей продвинутого этапа обучения | Цель настоящего пособия – развитие и совершенствование у иностранных студентов навыков письменной речи на материале научно-популярных текстов. | 2014 | 
| Бордяшова М.В. Карева В.Ю. | Обучение аудированию | Иностранные студенты I курса экономических специальностей | Ставится цель развития навыков аудирования, вычисления и записывания главной информации звучащей монологической речи. | 2013 | 
| Асесорова Н.П. | Роспись. Народное декоративно-прикладное искусство России | Студенты-иностранцы продвинутого этапа обучения технических и гуманитарных специальностей | Цель пособия – развитие у иностранных учащихся навыков чтения на материале текстов страноведческого характера. Пособие предлагает материалы о росписи по дереву, керамике, металлу, тексты о лаковой миниатюре; в нём представлены ведущие народные промыслы страны. Задания, сопровождающие текст, контролируют понимание прочитанного и способствуют углублению понимания. Предтекстовые задания готовят к работе с текстом. Словарь урока помогает снять возможные языковые трудности, мешающие восприятию прочитанного. Ряд заданий направлен на развитие монологической речи. | 2012 | 
| Ковальчук Е.В. | Изучаем обществознание | Иностранных учащиеся этапа довузовской подготовки | Цель настоящего пособия – изучение специальной лексики, организованной в тексты для чтения, и предоставление необходимых минимальных знаний по темам дисциплины «Обществознание», включая основные понятия и их определения, классификацию, историю вопроса. Системная лексико-грамматическая работа, изучение структуры текста, обучение составлению различных видов плана и тезисов, выход в письменную и устную речь на основе изученного материала в совокупности должны подготовить учащихся к изучению общественнонаучных дисциплин. | 2011 | 
| Таирова А. В. | Практическое пособие по развитию навыков письменной речи для студентов-иностранцев нефилологических специальностей (естественнонаучный профиль) | Студенты-иностранцы нефилологических специальностей продвинутого этапа обучения | Цель настоящего пособия – развитие и совершенствование у иностранных студентов навыков письменной речи на материале научно-популярных текстов. | 2009 |  | Бордяшова М.В. Сутырина Ю.А. | Обучение профессиональной научной речи | Иностранные стажеры, аспиранты и соискатели нефилологических специальностей | Пособие построено на материале научных и научно-популярных текстов. Изложение материала способствует как усвоению теоретических основ, так и самостоятельной работе учащихся. Целью пособия является развитие умения создавать научные тексты, близкие или адекватные реальным коммуникативным потребностям учащихся; ознакомление со структурой научного произведения, с основами подготовки и оформления научной работы в соответствии с действующими нормативными документами. | 2009 | 
| Сутырина Ю.А. | Сборник самостоятельных работ по русскому языку как иностранному для студентов ближнего зарубежья 1-2 курсов | Студенты ближнего зарубежья гуманитарных и негуманитарных дисциплин | Включает самостоятельные работы по русскому языку как иностранному для студентов ближнего зарубежья 1-2-го курсов. Основные виды работ: «Самостоятельные работы» и «Диктанты». Каждый вид работ представлен текстами разной направленности, призван осуществить текущий и итоговый контроль уровня грамотности, проверить усвоение теоретического материала по русскому языку как иностранному, навыков по культуре речи и стилистике. | 2008 | 
| Сенаторова О.А. Щербаков Ю.А. | Пособие по русскому языку для студентов-иностранцев, изучающих дисциплину «Культурология» | Студенты-иностранцы, изучающих дисциплину «Культурология» | Цель пособия – подготовить иностранных учащихся, изучающих культурологию, к восприятию лекционного материала и практическим занятиям по данной дисциплине. Пособие построено по тематическому принципу. Основной структурной единицей является аутентичный текст. Система лексических и грамматических заданий разработана на основе объёмного текстового материала для обучения конспектированию и аудированию. | 2008 | 
| Сенаторова О.А. | Пособие по обучению чтению и развитию речи для студентов-иностранцев нефилологических специальностей на материале текстов социально-культурной тематики | Студенты-иностранцы нефилологических специальностей I курса продвинутого этапа обучения | Цель настоящего пособия – совершенствование навыков в области чтения и речи на материале текство социокультурной тематики. | 2006 | 
| Бордяшова М.В. Сутырина Ю.А. | Пособие для подготовки к тестированию по русскому языку | Абитуриенты и школьники, готовящиеся к Единому государственному экзамену, Всероссийскому тестированию, вступительным испытаниям по русскому языку во Владимирский государственный университет. | Данное пособие позволяет подготовиться к сдаче тестового экзамена по русскому языку и включает в себя необходимый справочный материал, обучающие тексты и ключи к ним. | 2005 | 
| Чабристова Е.В. Сутырина Ю.А. | Практикум по русскому языку и культуре речи | Студенты-заочники, обучающихся на негуманитарных факультетах | Основное внимание уделяется вопросам самостоятельной подготовки студентов-заочников по дисциплине «Русский язык и культура речи». Содержит задания, темы рефератов и семинарских занятий, контрольные вопросы, а также список литературы для самостоятельного изучения дисциплины. Практикум предусматривает совершенствование речевой деятельности студентов в различных сферах – разговорно-бытовой, общественно-политической, учебно-профессиональной. | 2003 | 
| Шарапова М.Э. Карева В.Ю. Сенаторова О.А. Ковальчук Е.В. Ильина Н.И. Щербаков Ю.А. | Пособие по научному стилю речи для иностранных студентов-нефилологов подготовительного факультета | Иностранные учащиеся подготовительного факультета | Задача пособия – подготовить иностранных учащихся к занятиям по таким дисциплинам, как математика, химия, физика, информатика, проводимым на 1-м курсе вуза. Тексты данного пособия и задания к ним способствуют выработке умений и навыков ориентации в конструкциях научного стиля речи, извлечения из них информации и воспроизведения ее в устной и письменной форме. | 2003 |  | Бордяшова М.В. Самцевич Е.А. Кириллова С.Ю. | Практикум по русскому языку для иностранных студентов – нефилологов на материале дисциплины «Информатика» | Иностранные студенты-нефилологи 1-го курса специальности «Вычислительные машины, системы, комплексы и сети» | Цель практикума – развить у иностранных учащихся навыки и умения изучающего чтения текстов по специальности «Информатика». Данная работа содержит материал 18 занятий, включающих тексты и задания, рассчитанные на выполнение как в аудитории, так и самостоятельно. Формирует у учащихся навыки и умения, необходимые, для учебно-профессиональной деятельности. | 2000 | 
| Сенаторова О.А. Татмышевский К.В. | Практикум по русскому языку для иностранных студентов-нефилологов на материале дисциплины «Физиотерапия» | Иностранные студенты-нефилологи специальностей «биотехнические и медицинские аппараты и системы» и «инженерное дело в медикобиологической практике» | Цель настоящего практикума – выработка навыков чтения текстов по специальности, активизация лексики и синтаксических конструкций, необходимых для овладения материалом изучаемого курса. Практикум включает в себя 10 неадаптированных текстов с разработанной к ним системой заданий, направленной на достижение поставленных целей, и рассчитан на работу студентов под руководством преподавателя, а также на самостоятельную работу. | 2000 | 
| Лепарская В.А. Казнина Е.Б. Ледащева А.С. / под ред. Ковальчук Е.В. | Традиции русского народа: Лингвострановедческое пособие по русскому языку для иностранных студентов | Иностранные студенты, изучающие русский язык | Состоит из трех разделов, содержащих материалы о национальных традициях русского быта, кухни и декоративно-прикладного искусства. Приведены тексты и задания для аудиторной и домашней проработки, вопросы для самоподготовки, тексты для дополнительного чтения на основе художественных произведений. | 1999 | 
| Труфанова И.В. Асессорова Н.П. | Жилые дома древнейших цивилизаций: Практикум к занятиям по русскому языку для иностранных студентов-нефилологов | Студенты-иностранцы, обучающиеся по специальностям «Архитектура», «Промышленное и гражданское строительство» | Основная цель практикума – выработка навыков чтения текстов по предмету «История архитектуры», активизация лексики и синтаксических конструкций, необходимых для овладения материалом изучаемого курса, и совершенствование навыков монологического высказывания по изучаемой теме. | 1999 | 
| Асессорова Н.П. Ледащева А.С. | Обучение реферированию и аннотированию на материале текстов по специальностям «Технология машиностроения», «Промышленное и гражданское строительство» | Студенты-иностранцы IV курса технических вузов и факультетов | Цель настоящего издания – активизация имеющегося у учащегося запаса специальной лексики, развитие навыков письменной речи: конспектирования, аннотирования и реферирования на материале текстов по специальности ПГС, ТМС и построения письменного высказывания. | 1997 | 
| Бордяшова М.В. Щербаков Ю.А. Асессорова Н.П. | Пособие по русскому языку для студентов-иностранцев, изучающих историю России | Иностранные студенты подготовительного факультета 2-го семестра и 1-го курса, владеющих в основном русским языком в объеме подготовительного курса | Задача пособия – подготовить иностранных студентов к практическим занятиям в семинарах по дисциплине «История России». Составлено на основе материалов нескольких пособий по исторической тематике. Тексты данного пособия и заданий к ним способствуют выработке умений и навыков ориентации в языковом материале и структурно-композиционном построении текста, извлечения информации из него и воспроизведения ее в устной (монологическая речь) и письменной (конспектирование) форме | 1995 | 
| Бордяшова М.В. Асессорова Н.П. Щербаков Ю.А. | Владимир: Лингвострановедческое пособие по русскому языку для иностранных студентов | Иностранные студенты, изучающие русский язык | Данное лингвострановедческое пособие рассчитано на работу под руководством преподавателя. Цель пособия – развитие речевых навыков, прежде всего говорения. Отобранный минимум страноведческой информации должен помочь сформировать у студентов правильные фоновые знания об истории г. Владимира, культурно-исторических ценностях и его современном облике. | 1995 | 
| Белкина Л.В. Александрова М.М. Сенаторова О.А. | Научно-технический перевод | Иностранные студенты-нефилологи | Составлено на основе учебника научно-технического перевода. При отборе текстов и составлении упражнений к ним учтены требования программы по русскому языку и учебного плана спецкурса «Научно-технический перевод» для студентов-иностранцев 3-го – 5-го курсов нефилологических вузов. | 1993 | 
| Бордяшова М.В. Белкина Л.В. | Методические указания к практическим занятиям по русскому языку на материале дисциплины «Программирование» | Иностранные студенты I курса, изучающие специальность «программирование» | Составлены на основе лекций по программированию с учетом требований программы и учебного плана I курса. Тексты для обучения чтению и заданий к ним способствуют выработке механизмов чтения, направлены на проверку понимания прочитанного. Материалы для обучения аудированию предназначены для подготовки студентов к восприятию и конспектированию лекций по специальности. | 1990 |
|